Любовь к Родине и ненависть к врагу, высокая моральная устойчивость и твердость характера, разностороннее физическое развитие, умение использовать все возможности своего организма при выполнении боевого задания, непоколебимая настойчивость в достижении цели, изобретательность, смекалка, утонченность восприятий, правдивость передачи виденного, боевая дерзость и выдержка - вот основные качества бойца-разведчика.
Большая насыщенность войск огневыми и ударными средствами - авиацией, танками, мотопехотой, парашютно-десантными войсками, самоходной артиллерией, инженерными частями и т.п. - придает современной войне маневренный характер с резко и часто меняющейся обстановкой. "Бой - самое большое испытание моральных, физических качеств и выдержки бойца. Часто в бой приходится вступать после утомительного марша и вести его бесперерывно несколько суток, днем и ночью. Поэтому, чтобы выполнить свою задачу в бою, боец должен уметь переносить всевозможные трудности и лишения, оставаясь бодрым, мужественным и решительным, и неуклонно стремиться к встрече с противником, к захвату его в плен или уничтожению (Боевой устав пехоты Красной Армии, ч.1, ст.29).
Современный бой предъявляет высокие требования к психо-физическим и морально-волевым качествам бойца-разведчика. Разведка должна вестись активно, непрерывно (днем и ночью) и целеустремленно. Действия в составе разведывательного органа в большей мере, чем какой бы то ни было другой вид боевой деятельности, требуют от бойца, сержанта и офицера мобильности, выносливости и стойкости.
Служба в разведке - почетная, но зато и самая трудная. На войне разведчику больше чем кому бы то ни было, приходится подвергаться риску и опасности.
При выполнении разведывательных заданий в поисках, засадах, налетах, в разведке боем, во время действий в глубоком неприятельском тылу разведчику приходится часами, сутками, а иногда и неделями выдерживать предельное нервное и физическое напряжение; передвигаться десятки километров пригнувшись, крадучись, переползая и преодолевая препятствия и преграды, стойко переносить холод, жару, голод, жажду и отсутствие сна; быстро приспосабливаться к лишениям, довольствоваться максимально короткими сроками отдыха и иногда после частичного восстановления сил снова выполнять задания. При выполнении боевых заданий разведчик должен выдерживать длительное статическое напряжение: часами сидеть, лежать (часто в согнутом и неудобном положении) на очень близком расстоянии от противника, ведя наблюдение и прислушиваясь к тому, что у него происходит. Зачастую разведчик вынужден быстро переключаться от одного вида деятельности к другому, от неподвижных положений к быстрому бегу, от быстрой перебежки или стремительного преодоления препятствия к моментальной остановке, "замирая" в различных положениях (лежа, присев, или стоя). В рукопашной схватке в борьбе с противником с оружием или без оружия, при связывании и доставке пленного разведчику нужно действовать быстро, смело, дерзко и применять большую физическую силу. В ночных действиях обстановка требует от разведчика тонкости мышечного чувства и осязания, утонченности слуховых и зрительных восприятий. Таким образом, разведчик должен обладать хорошим состоянием здоровья и разносторонним крепким физическим развитием.
Для выполнения этих требований необходима исключительно высокая физическая подготовка всего рядового, сержантского и офицерского состава, всех разведывательных подразделений и частей Красной Армии, непрерывная тренировка их не только в учебных условиях, но и во время подготовки к выполнению боевых заданий.
В Красной Армии некоторые боевые приемы и способы действий используются как физические упражнения с целью выработки у бойца необходимых ему в бою качеств и навыков. Эти боевые приемы и способы вместе со специальными физическими упражнениями и составляют основные средства физической подготовки бойца-разведчика.
Основные приемы и способы, нужные разведчику в его боевой деятельности, должны быть отработаны им до степени мастерства. Разведчику следует привить знания по личной гигиене, гигиене отдыха, питания и сна; приучить его к правильному дыханию и питьевому режиму для того, чтобы лучше переносить большие напряжения; научить пользоваться естественными силами природы для закаливания и оздоровления.
Физическое воспитание и тренировка бойца-разведчика должны проводиться систематически и непрерывно. В действующих частях - перед выполнением боевых заданий, в перерывах между заданиями и при выводе частей и подразделений из боя на отдых. В резервных и учебных частях и подразделениях - повседневно при следовании на любые занятия и возвращении с них, на специальных занятиях по строевой и физической подготовке, на всех занятиях по боевой подготовке и в часы массовых спортивных мероприятий.
Основными задачами физического воспитания и подготовки бойца-разведчика являются: 1. Общее укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие. 2. Совершенствование морально-волевых и психо-физических качеств, нужных воину-разведчику: силы, скорости и ловкости; быстроты и точности зрительных, слуховых и осязательно-двигательных восприятий (т.е. умения быстро и точно воспринимать происходящее, передавать виденное, слушанное и правильными действиями отвечать на неожиданности); терпения, выдержки и выносливости в широком смысле этого слова (противостоять утомлению при продолжительных действиях, уметь выдерживать длительные нервные и физические напряжения); смелости, решительности, настойчивости в достижении цели, боевого пыла и дерзости, инициативы, самостоятельности в действиях, исполнительности и хитрости; чувства взаимной выручки и помощи товарищу. 3. Выработка прочных навыков в применении различных приемов и способов действий:
- при бесшумном движении, при передвижении шагом, бегом, перебежками и переползанием в разнообразной обстановке по любой местности, в различное время года и суток, при различной погоде и нагрузке; - при преодолении различных естественных и искусственных препятствий (без груза и с грузом); - при передвижении с гранатами, при бросании гранат из любого положения по неподвижным и подвижным целям; - при владении различным оружием (огнестрельным и холодным) в рукопашной схватке и при действиях без оружия в ближнем и рукопашном бою; - при передвижении в воде, при плавании, прыжках в воду, нырянии и преодолении водных преград (вброд, вплавь, с подручными средствами и без них); - при передвижениях на лыжах и действиях на них в разведке и в бою; - при соскакивании и вскакивании на ходу на различные виды транспорта.
4. Закаливание в различных метеорологических условиях и воспитание стойкости к перенесению трудностей боевой жизни.
Задачи физической подготовки бойца-разведчика могут быть полностью разрешены только комплексом ежедневных мероприятий при обязательном участии офицеров и медицинского состава части. Основными мероприятиями, обеспечивающими высокую физическую подготовку разведчика, являются:
- соответствующий режим и распорядок дня, правильное чередование работы, отдыха, приема пищи и сна; - ежедневные утренние физические упражнения или "разминка"; - специальные занятия по физической подготовке, проводимые регулярно через каждые 1-2 дня; - специальная физическая тренировка перед выполнением боевого задания; - массовая спортивная работа и состязания, проводимые регулярно во внебоевое и внеучебное время; - ежедневная физическая тренировка на строевых, тактических и других занятий по боевой подготовке, а также периодическая физическая тренировка и закаливание в перенесении различных трудностей при подготовке к выполнению специальных боевых заданий, тренировка на многодневных выходах в поле с отрывом от баз, на отрядных учениях и манёврах.
Режим и распорядок дня, планирование и содержание всех занятий и специальных тренировок должны быть направлены на обеспечение всему личному составу достаточно интенсивных и разнообразных физических напряжений. На учебных занятиях, специальных тренировках командир части (подразделения) и медицинский состав должны следить за физическим состоянием и здоровьем бойцов и содействовать их всестороннему воспитанию. Основой физического воспитания и подготовки бойца-разведчика в весенне-летний и осенний периоды являются перечисленные ниже приемы, способы, упражнения и виды подготовки.
1. Физические упражнения для "зарядки" и "разминки".
1. Для индивидуальной "зарядки".
2. Для парной "зарядки". 3. Для групповой "зарядки". 4. Для "разминки".
2. Приемы и способы физической подготовки разведчика.
1. Способы передвижения разведчика и преодоления препятствий в различных условиях местности и обстановки.
2. Передвижение в воде и преодоление водных преград.
3. Способы метания ручных гранат. 4. Приемы и способы ведения рукопашного боя с оружием и без оружия. 5. Способы связывания и доставки пленного.
3. Специальные упражнения для дополнительного развития качеств разведчика.
1. Упражнения для развития быстроты, ловкости и расторопности. 2. Упражнения для развития быстроты и точности зрительных, слуховых и осязательно-двигательных восприятий. 3. Упражнения для развития силы и выносливости к статическим напряжениям. 4. Упражнения для развития смелости и решительности.
4. Спорт, игры, охота.
1. Спорт: а) легкая атлетика; б) гимнастика; г) фехтование; д) бокс; е) борьба; ж) многоборье подразделений.
2. Игры: а) футбол; б) баскетбол; в) городки; г) аттракционы и игры-развлечения. 3. Охота: а) индивидуальная; б) коллективная.
Эти основные средства физического воспитания и подготовки бойца-разведчика должны быть использованы в действующих и резервных частях в большем или меньшем объеме, в зависимости от длительных перерывов между боевыми заданиями, сроков, отведенных на подготовку бойца-разведчика, и, наконец, от степени физического развития и здоровья контингента обучаемых бойцов. При организации и проведении занятий по физическому воспитанию и подготовке бойца-разведчика нужно придерживаться следующих методических принципов и положений:
1. Обучаемые должны понимать, для чего отрабатывается с ними тот или иной прием или способ действий. Это повысит активность разведчиков, интерес их к занятиям и будет способствовать хорошему усвоению материала. Обучение пойдет тем успешнее, чем лучше боец осознает необходимость того или иного приема в бою, его назначение и смысл.
2. На занятиях сочетать объяснение с действием, с демонстрацией, добиваться наглядности обучения. Обеспечить умелый образцовый показ приема или способа, с подчеркиванием главного движения (действия). Отдельные приемы и способы изучать в целом (если необходимо по элементам), вначале медленно, а затем в боевом темпе. При этом добиваться быстроты схватывания приема или действия в целом, а затем точной и детальной отработки его. Это ускорит весь процесс обучения и обеспечит лучшее качество овладения приемами, способами и упражнениями. 3. Занятия проводить живо и интересно, постоянно разнообразить обстановку, местность, условия, методы и методические приемы; чередовать физические упражнения на силу, ловкость, скорость и выносливость, приучать бойца к резким изменениям напряжений (после быстрых движений принимать неподвижные позы и наоборот), чаще давать внезапные задания, вводные, которые должны проводиться по команде, знакам и условным сигналам, с требованием немедленного их исполнения; в выполнение их желательно вносить элементы состязания на быстроту, точность и т. д. Все эти мероприятия обеспечат разносторонность физического развития, выработку быстроты ориентировки и разностороннюю выносливость в силе, скорости и длительности действий. 4. Широко применять на всех занятиях спортивный метод. Каждый боец должен постоянно стремиться к предельным напряжениям, учитывая свои силы и возможности. Спортивный метод привьет обучаемым любовь к физической подготовке и спорту, повысит личные достижения каждого и позволит скорее воспитать у разведчика ряд ценных качеств. 5.В тренировке разведчика необходимо сочетать овладение приемами и способами с развитием морально-волевых и физических качеств. Тренировка разведчика должна быть направлена на то, чтобы путем систематического и многократного повторения приемов, способов отработать основные из них до автоматизма. Это даст возможность бойцам-разведчикам полноценно применять их в боевой обстановке. 6. Как только техника отдельного приема или способа в основном будет усвоена обучаемыми, переходить к выполнению приема в сочетании с другими, ранее изученными приемами, а в конце занятия проводить комплексную тренировку при совместных действиях в условиях, максимально приближенных к боевым. Это будет способствовать воспитанию у разведчиков боевых качеств и выработке привычки к действиям в боевой обстановке. 7. При обучении и тренировке разведчика добиваться легкости и естественности выполнения приемов, умения экономно расходовать свои силы и восстанавливать их во время более легких физических напряжений и в короткие паузы между ними. 8. Добиваться точного восприятия и правильного выполнения разведчиками всех упражнений, приемов и способов действий. Постепенно, а иногда резко усложнять их, требовать выполнения заданий в более сжатые сроки: малыми, но частыми дозами давать большие физические и волевые напряжения. Это повысит приспособляемость организма, его устойчивость к различным трудностям и выработает более утонченные восприятия. 9.Специальные занятия по физической подготовке проводить, как правило, через 1,5-2 часа после принятия пищи. 10. Постоянно поддерживать на занятиях строгую дисциплину и порядок; чаще предоставлять полную инициативу обучаемым; всегда видеть всех бойцов, быть для них образцом, воспитывать в них сплоченность, чувства товарищества и взаимной выручки.
Эти методические принципы следует положить в основу обучения и физического воспитания бойца-разведчика как на специальных занятиях по физической подготовке и на полевых занятиях, так и при подготовке к разведывательным заданиям. Занятия по физической подготовке разведчика должны проводиться преимущественно групповым методом, т. е. так, как разведчику придется действовать в бою. В групповом методе широкое место должны иметь самостоятельные действия бойца, действия парами, мелкими группами и подразделением по заданию и под контролем командира. Обучение и тренировка бойца могут быть в виде односторонних и двухсторонних действий. В односторонних действиях бойцы выполняют приемы с одной стороны, при этом наиболее часто противник только обозначается. В двухсторонних действиях бойцы, группы или подразделения действуют одни против других, выполняя приемы и действия в зависимости от задачи или задания командира. В обоих случаях разведчики действуют одиночно или согласованно в группах, выполняя одинаковые или различные приемы и способы на месте, в движении, одновременно и поочередно, по командам, сигналам, знакам или по заданию командира, на одном участке местности или со сменой мест при каждом новом занятии (части занятия). Руководство учебой разведчика должно поручаться самым испытанным практикам-офицерам. Это значит, что офицеры-разведчики организуют занятия по физическому воспитанию и подготовке и руководят ими, всемерно привлекая для практического руководства сержантский состав и наиболее опытных, подготовленных бойцов-разведчиков. При непосредственной подготовке к выполнению разведывательных задач тренировочные занятия всегда проводить на воспроизведенном объекте разведки, в условиях, максимально приближенных к боевым.
Заслуженный мастер спорта СССР капитан К. Т. БУЛОЧКО "ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЧИКА" 1945 г.
|